Как катались на горных лыжах в ссср? История лыж Зарождение горнолыжного сообщества в ссср

В первый период развития советского лыжного спорта уровень спортивного мастерства советских лыжников был ниже, чем в северных европейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии. Спортивных встреч по лыжному спорту с сильнейшими лыжниками зарубежных национальных команд советские лыжники не имели до 1948 г. Во встречах с представителями Финского рабочего спортивного союза на первенствах СССР 1926 и 1927 гг. победителями выходили финские лыжники. Только в гонке на 60 км в 1926 г. первым был Д. Васильев.

В 1927 г. сильнейшие лыжники СССР впервые приняли участие в соревнованиях по лыжным гонкам в Финляндии на празднике рабочего спорта под Гельсингфорсом. Ни один из наших лыжников на дистанциях 30, 50 и 15 км не вошел в первую «двадцатку», а женщины в беге на 3 км не заняли ни одного из первых 10 мест.

В 1928 г. в первенстве Москвы с участием финских лыжников рабочего спортивного союза победу одержали советские лыжники: среди мужчин - Дмитрий Васильев, а среди женщин - Галина Чистякова, Антонина Пенязева-Михайлова и Анна Герасимова, занявшие первые 3 места.

В 1928 г. советские лыжники участвовали в соревнованиях I зимней рабочей Спартакиады в Осло (Норвегия). В гонке мужчин на 30 км Д. Васильев занял 2-е место, 5-е и 6-е места соответственно Михаил Борисов (Москва) и Леонид Бессонов (Тула). Среди женщин на дистанции 8 км победительницей была Варвара Гусева (Воробьева, Ленинград), а 4-6-е места заняли соответственно Антонина Пенязева-Михайлова, Анна Герасимова (Москва) и Елизавета Царева (Тула).

Это были первые успехи советских лыжников. К сожалению, в последующие 6 лет советские лыжники не имели спортивных встреч с лыжниками других стран, и на первенстве СССР 1935 г. под Москвой, в районе ст. Первомайская (ныне Планерная), финские лыжники рабочего спортивного союза, мужчины и женщины, принимавшие участие вне конкурса, вновь оказались сильнейшими, продемонстрировав своеобразные особенности техники попеременного лыжного хода. После этого все спортивные организации повели упорную работу по освоению и совершенствованию техники, что наряду с применением новых отечественных методов тренировки с повышенными нагрузками дало положительные результаты.

В феврале 1936 г. сильнейшие советские лыжники приняли участие в двух международных соревнованиях по лыжным гонкам рабочих спортивных союзов в Норвегии и Швеции. В первых соревнованиях, в местечке Хельсос (Норвегия), наши лыжники, как мужчины, так и женщины, не сумели приспособиться к сильнопересеченным лыжным трассам и выступили слабо. Однако во вторых соревнованиях, в Мальмбергете (Швеция), они уже показали высокие результаты: среди женщин в гонке на 10 км москвички Ирина Кульман и Антонина Пенязева-Михайлова заняли соответственно два первых места, а среди мужчин в гонке на 30 км Дмитрий Васильев - 4-е место.

Спустя два года, на первенстве СССР 1938 г. в Свердловске с участием вне конкурса сильнейших лыжников Норвежского рабочего спортивного союза, советские лыжники-гонщики победили (как мужчины, так и женщины).

Великая Отечественная война, развязанная фашистской Германией, нарушила мирную, созидательную жизнь нашей страны. Советский народ стал на защиту своей Родины.

Большую роль в борьбе за свободу и независимость нашего народа сыграли лыжные отряды бойцов и разведчиков, совершавшие смелые рейды по тылам врага. Многие из них геройски погибли на фронтах Великой Отечественной войны и войны с белофиннами 1939-1940 гг.

Из числа сильнейших лыжников-гонщиков пали смертью храбрых ленинградец Владимир Мягков - чемпион и призер первенства СССР 1939 г. (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза); Федор Ивачев из Новосибирска - призер первенства СССР 1939 г. (посмертно награжден орденом Ленина, а его именем названа одна из улиц Новосибирска); москвичка Любовь Кулакова - трехкратная чемпионка и шестикратный призер первенств страны 1937-1941 гг. (посмертно награждена орденом Отечественной войны 11 степени) и др.

В 1948 г. советские лыжники-гонщики (мужчины) приняли участие в традиционных Холменколленских играх в Норвегии, где впервые встретились с сильнейшими лыжниками мира и добились неплохих результатов. В гонке на 50 км Михаил Протасов (Москва, «Спартак») занял 4-е, а Иван Рогожин (Москва, «Динамо») - 8-е место.

В 1951 г. советские спортсмены-студенты впервые приняли участие в соревнованиях IX Всемирных зимних студенческих игр в Пояне (Румыния) и были победителями на всех дистанциях лыжных гонок.

В первом в СССР международном соревновании (январь 1954 г.) в Свердловске с участием сильнейших лыжников Финляндии (среди нйх был олимпийский чемпион Вейкко Хакулинен), Чехословакии и Польши советские лыжники продемонстрировали немалые успехи. Ленинградец Владимир Кузин был победителем в гонке на 30 км и занял 2-е место на 15 км. Команда СССР победила в эстафете 4 X 10 км (Федор Терентьев, Владимир Оляшев и Владимир Кузин). А после участия в чемпионате мира 1954 г. и ЗОИ 1956 г. наши лыжники стали считаться одними из сильнейших в мире.

Советские лыжники участвуют почти во всех крупнейших международных соревнованиях. В 1977 г. Иван Гаранин одержал победу в традиционной сверхмарафонской лыжной гонке на 85,5 км, которая проводится в Швеции с 1922 г. Число участников гонки насчитывало 11 800 человек, в том числе 250 спортсменов из других стран. (В 1974 г. И. Гаранин был в этой гонке вторым, а в 1972 г. 2-е место занял .)

История развития лыжных гонок, как в нашей стране, так и за рубежом, проходила в постоянном стремлении усложнить трассы лыжных дистанций и повысить скорость их прохождения. Это заставляло улучшать снаряжение лыжника (лыжи, обувь, крепления, палки, одежда), повышать качество лыжных мазей, а также совершенствовать технику лыжного бега и методы спортивной подготовки. В летний период с 1959 г. стали использовать новое техническое средство: лыжероллеры, всевозможные тренажеры и др.

Повышению скорости прохождения дистанций в лыжных гонках способствует специальная подготовка лыжных трасс с помощью средств механизации - снеговых машин типа «Буран», обеспечивающих уплотненную накатанную лыжню и плотный снег для упора палками на всем протяжении лыжной трассы. Такие механизмы в нашей стране стали применяться с 1970 г.

На чемпионате мира 1974 г. в Фалуне лыжники отдельных стран впервые применили пластиковые лыжи, более легкие и гибкие, имеющие повышенные скользящие свойства. На зимней Олимпиаде 1976 г. в Инсбруке советские лыжники выступали на таких лыжах. В последующие годы пластиковые лыжи в большом спорте полностью вытеснили деревянные.

«Лыжи, возможно, и не являются счастьем, но вполне могут заменить его» — когда-то сказал один из великих французских горнолыжников. В самый разгар лыжного сезона и перед главным периодом поездок на горнолыжные курорты мы предлагаем вам фото-рассказ о том, как менялись сами лыжи и их роль в жизни наших соотечественников с незапамятных времен до сегодняшнего дня.

(Всего 18 фото)

1. Первые упоминания лыж были найдены еще в наскальной живописи за тысячи лет до нашей эры. Северным народам, в том числе нашим далеким предкам, это изобретение было просто жизненно необходимо, чтобы иметь возможность передвигаться по снегу и добывать пропитание в зимний период.

2. Много веков спустя, а именно – примерно с середины XVI столетия, лыжи стали использоваться военными. На фото: картина Иванова С.В. «Поход москвитян. XVI век». Сама картина датируется 1903 годом.

3. Вообще, до самого конца XIX века лыжи применялись в основном для охоты и в армии, поэтому лыжники все это время использовали только одну палку – вторая рука должна была оставаться свободной. Как вид спорта лыжи в России получили официальное признание в 1895 году, когда прошли первые лыжные гонки. Фото: Getty Images

4. Поначалу лыжи не имели специальной обуви и просто привязывались к имеющейся. А учитывая знаменитые русские морозы, первой лыжной обувью чаще всего выступали валенки. Так было вплоть до 30-х годов ХХ века, когда появились рантовые ботинки и крепления, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов, а иногда продолжают использоваться и сейчас. На фото: Русский солдат на лыжах и в валенках, 1900-1919 годы.

5. В Советском Союзе, как известно, физкультура и спорт занимали весьма почетное место в жизни каждого гражданина. А лыжи – прежде всего, беговые – стали одним из самых распространенных и популярных зимних видов спорта. Миллионы поклонников спортивного и здорового образа жизни ежегодно принимали участие в массовых лыжных забегах.

6. Приобщаться к лыжному спорту начинали с детства – в долгие зимние месяцы все без исключения советские школьники занимались физкультурой на беговых лыжах. На фото: МГУ, Москва, 1959 год.

7. А это – урок физкультуры в Ульяновске в 1967 году. Фото: Сергей Юрьев

8. У взрослых лыжи также считались прекрасным способом проведения зимнего досуга и даже нередко заменяли романтические свидания. Тут самое время вспомнить знаменитую советскую лыжную мазь с ее специфическим запахом, далеким от всякой романтики. Однако без нее деревянные лыжи, альтернативы которым тогда еще не существовало, не ехали. Фото: Сергей Юрьев

9. Что же касается горных лыж, то они в России начали развиваться гораздо позже, чем беговые, и поначалу входили в основном в состав подготовки альпинистов. На фото: Домбай, 1937 год

10. Первый «прорыв» в советском горнолыжном спорте произошел в 1956 году, когда Евгения Сидорова (на фото) завоевала первую олимпийскую медаль на зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо, Италия. Спортсменка заняла третье место, несмотря на полученную травму плеча.

11. После этого, в 60-е годы, горные лыжи начали завоевывать в стране невиданную ранее популярность. А Домбай стал превращаться из альпинистского лагеря в главный горнолыжный курорт страны. В 1964 году здесь начинается строительство комплекса отдыха и спорта, включающего сеть гостиниц, баз, хижин и канатных дорог. На фото: современный Домбай

12. Еще один примечательный период в истории отечественных горных лыж – эра «золотой команды», время нашего триумфа конца 70-ых – начала 80-ых, когда горнолыжники во главе с Александром Жировым буквально ворвались на пьедесталы этапов Кубка мира. Заголовки спортивных газет впечатляли: «Ахтунг! Русские идут», «Русские рвутся в лидеры», «24 дня русского чуда». Период «золотой команды» был временем расцвета талантов и долгожданных побед отечественного спорта. Фото: Роман Денисов

13. В 1974 году произошел настоящий переворот в лыжном мире – появились первые пластиковые лыжи. В это же время начали активно совершенствоваться ботинки и крепления. В результате лыжный инвентарь приобрел вполне современный вид, хотя и сами лыжи, и крепления и ботинки продолжают постоянно совершенствоваться и сейчас. Фото: Роман Денисов

14. Современным любителям лыжных видов спорта есть из чего выбирать: магазины Спортмастер предоставляют широкий ассортимент лыжных товаров, среди которых подходящий инвентарь может найти не только любитель, но и профессионал.

15. В наше время школьникам по-прежнему положено осваивать азы беговых лыж.

16. А горные лыжи и поездки на горнолыжные курорты с каждым годом завоевывают все большую популярность среди соотечественников. Фото: Роман Денисов

17. Некоторые родители начинают приобщать к любимому спорту малышей с самого раннего возраста – горнолыжные школы принимают учеников от трех лет.

18. А для тех, кто никак не может прожить без лыж даже летом – открываются крытые горнолыжные комплексы с искусственным снегом.

Как люди в СССР катались на горных лыжах? С удовольствием:) А если подробнее?

Зарождение горнолыжного сообщества в СССР

Пожалуй, можно сказать, что интерес к горным лыжам в СССР возник после Олимпиады 1956 года в Кортина д’Ампеццо, на которых Евгения Сидорова завоевала первую в истории горнолыжного спорта нашей страны медаль. Но о реальной массовости, конечно же, разговор не шёл. Причина проста: не было подъёмников и гостиниц для туристов. А те, что были, в первую очередь использовались для нужд спортивных школ.

© Чеботаев В.А.


© Чеботаев В.А.



© Чеботаев В.А.

© Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы

На этих подъёмниках тоже встречались любители, но их было мало, и в основном это был народ «непростой»: академики, учёные и «приближенные» к руководству спортивной школы или Федерации горнолыжного спорта. С точки зрения спортсменов и тренеров «любители» только мешали проведению тренировок, поэтому их не жаловали. Да и завидовали: ведь выданное в секции снаряжение не шло ни в какое сравнение с привезённым из редких заграничных командировок.

Первые подъёмники, доступные любителям, строились в горах СССР на протяжении 1960-х. В 1963 году на Чегете была построена первая в стране канатно-кресельная дорога. Первая очередь «Эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор» заработала в 1969 году, а к концу 1960-х кресельные и буксировочные подъёмники заработали и в других регионах СССР: Домбае (Кавказ), Кировске (Хибины), Славско (Карпаты), Бакуриани (Кавказ, Грузия).


Нижняя станция подъёмника Татрапома на Кохте в Бакуриани. Первенство СССР по горным лыжам, 1987 год © Чеботаев В.А.

В 1960-х одним из самых популярных мест активного отдыха во всей стране становится Домбай. В те времена отдых на горных лыжах был доступен далеко не всем и считался развлечением для обеспеченной интеллигенции. Основные причины - отсутствие информации о местах отдыха, а снаряжение было недешёвым и доступным далеко не всем. Вот что писал Юрий Визбор об одной из самых известных своих песенок о горных лыжах:

«Написана она была на Кавказе в 1961 году. Поднимались мы на хижину Алибек в домбайской долине. Среди нас был нобелевский лауреат, физик Игорь Евгеньевич Тамм, был академик Блохинцев Дмитрий Иванович, ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием «Домбайский вальс»…»

А позже - в 1970-х, на лыжи встали и космонавты, а «Домбайский вальс» прозвучал с орбиты.

Катались в основном на лыжах Mladost и Polsport. Круто, когда удавалось покатать на «Фишерах». В Домбае в начале 80-х функционировала детская спортивная школа, и все местные школьники занимались горными лыжами © Иннокентий Маскилейсон


Про одежду и снаряжение

Снаряжение в 1960-1970-х годах в продаже встречалось редко, а то, что попадало в магазины, было уже устаревшим: деревянные лыжи с прикрученными шурупами стальными кантами, низкие кожаные ботинки - и хорошо, если это были «Терскол» с клипсами, появившиеся во второй половине 1970-х, да простейшие крепления без ски-стопов, скопированные советскими заводами с моделей Marker начала 1950-х. А чтобы лыжи не убегали от своего хозяина, к ботинкам их прикручивали кто - кожаными ремешками, а кто и куском верёвки, в ход шли даже резинки от эспандера и бинты. Особым шиком было достать польские лыжи Rysi Zakopane, которые позже были переименованы в Polsport, и горнолыжные маски Okula. Только к середине 1970-х в Советский Союз начали привозить горные лыжи Elan.


1975 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на вершине горы Холодная. Вид на горнолыжные трассы горы Буланже. Лыжи Polsport и очки Okula © Чеботаев В.А.


1976 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на летнем выезде на соревнования в городе Лениногорск. Лыжи Elan impuls © Чеботаев В.А.

Одежда? Зачастую - шерстяные спортивные «олимпийские» брюки, толстый «кавказский» свитер и брезентовая штормовка, кожаные перчатки и связанная заботливой мамой шапочка. После нескольких падений на шерсть налипал снег, перчатки промокали. О мембранных материалах и лайкре никто и не слышал. Редко встречавшиеся на склонах наших гор горнолыжники на импортном снаряжении и в качественной «фирменной» одежде становились объектами повышенного интереса - ведь всё это стоило очень дорого и не продавалось в магазинах.

Такая ситуация сохранялась практически до начала 1980-х, когда в страну начались поставки горнолыжных ботинок Alpina и Polsport, креплений Marker M4-12 и M4-15, лыж K2, Volkl, а затем Atomic и Fischer. Появились в продаже импортные утеплённые костюмы и эластичные горнолыжные брюки, а позже и маски Uvex. Но и это снаряжение в магазинах нужно было «ловить», а если не повезло, страждущий в Москве отправлялся на горнолыжный «рынок» или в комиссионный магазин.


Именно на рынке можно было «поймать» одежду, перчатки и шапочки, а иногда - лыжи и крепления «со сборной команды», за которые продавцы просили неимоверные суммы. Встречалась и самодельная одежда: блестящий и легко промокающий каландрированный капрон, пух и синтепон добывались всеми правдами и неправдами - часто через секции альпинизма, в ход шли и списанные капроновые парашюты. В результате усилий народных умельцев появлялись симпатичные пуховки и горнолыжные куртки, напоминавшие картинки из чудом попавших в СССР американских журналов Ski и Skiing.




Обложки тех самых журналов «Skiing». Слева-направо: сентябрь 1983, ноябрь 1984 и ноябрь 1989 © Skiing Magazine

Такая ситуация продолжалась до начала 1990-х, ну а затем наступило мрачное время безденежья, когда можно было просто приехать в Приэльбрусье и свободно поселиться в гостинице - катающихся было крайне мало.

Про быт

Любопытно, что даже в начале 1980-х в воспетую Визбором алибекскую хижину зимой по-прежнему приезжали по путёвкам любители горных лыж, и условия были всё те же: воду добывали из-под снега, топили печь, на ней сами готовили еду из продуктов, которые приносили сюда в рюкзаках дежурные.


1985 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на летнем сборе в Саянах © Чеботаев В.А.

Помимо снаряжения и продуктов, сюда нужно было снизу принести и уголь, и топливо для генератора, который вырабатывал электроэнергию, а обратно вниз уносить мусор. В первый день заезда полупринудительно-полудобровольно из числа «отдыхающих горнолыжников» назначалась пара крепких мужиков, которые становились «угленосами»: в чёрных от угольной пыли рюкзаках они буквально «на горбу» доставляли сюда снизу уголь. За это они были освобождены от дежурств по кухне и доставки продуктов. Кстати, задача тех, кто приносил из Алибека продукты и бензин, была немногим легче, разве что почище: ведь нужно было идти с грузом по узкой тропинке вверх несколько километров. Да и душа в хижине не было, впрочем, умывальников тоже: умывались у ручья, откопав его из-под снега, а в душ раз в неделю спускались в альплагерь Алибек, расположенный в нескольких километрах вниз по ущелью.


1983 год. Таштагол. Нижняя станция канатки ВЛ-1000 на горе Буланже. На фото слева Чеботаев В.А., справа Гредин И.Е. © Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы

В альпинистских лагерях условия были немного комфортнее, хотя с современными отелями не сравнить. Наиболее спартанским альплагерем в начале 1980-х годов прошлого века был Алибек. Это было круто! Мы жили по 6-8 человек в комнате с единственной лампочкой и двухъярусными армейскими кроватями. В 23:00 два мощных дизеля, снабжающих лагерь электроэнергией (и, соответственно, отоплением), отключали и лагерь погружался во тьму. По ночам бывало не жарко: к утру все четыре одеяла, которые выдавались каждому, уже не слишком спасали. Спали в тёплом белье, тельняшках и свитерах, купленных на базаре в Домбае. А если ночью захотелось в туалет после вечерних чаепитий под гитару, то нужно было бежать на улицу и совершать при свете звёзд «восхождение» на обледеневший бугор, на макушке которого стояло промёрзшее сооружение типа «сортир» с буквами «М» и «Ж».

В Алибеке в те годы существовала система дежурств по кухне: дежурное отделение чистило картошку, убирало столы после еды, разносило тарелки и чайники по столам. Вечерами проходили обязательные лекции - о технике катания, снаряжении, опасностях в горах, правилах поведения на склонах, первой помощи пострадавшим. Иногда «крутили кино». Днём - лыжи, снег и солнце, потом - лекция, а вечером - чай, вино и гитара. Каждый вечер на компанию заваривалась пара трёхлитровых банок с чаем и народ собирался «на гитару».

Песни, чай, сушки, пряники, конфеты и обязательные байки - такое вот апре-ски. Других развлечений не было, а до Домбая с его барами и бассейном нужно было идти километров пять пешком в темноте под вой шакалов, да и стаи диких собак одинокого путника ночью могли сильно понадкусывать. Конечно, были походы в магазины за алкогольными напитками, и в бассейн гостиницы «Горные Вершины», и бурные краткосрочные (чаще всего - продолжительностью в смену) романы, и памятные встречи Нового года, и дружба.

Романтичные прогулки с отогреванием замерзающих рук под пуховкой партнёра и совместным любованием залитыми лунным светом вершинами тоже входили в апре-ски. А можно было договориться с соседями по комнате, чтобы они обеспечили своё отсутствие «с 16:00 до 18:00, бутылку ставлю!», и тогда уют и интим были практически гарантированы (ни слова о том, что гигиенические процедуры при душе раз в неделю и наличии ледяной воды в умывальнике на 8 раковин в общей комнате - дело непростое). Да-да, приехавшие вместе муж и жена жили в разных комнатах…


Чегет, первая половина 1980-х. Георгий Дубенецкий третий снизу © Георгий Дубенецкий

Про инструкторов

Работа инструктора в те времена тоже сильно отличалась от существующей сегодня индустрии. В первый день смены все участники выходили на склон, где инструкторы просматривали их технический уровень и распределяли по отделениям, в которых было примерно по 15 человек. И дальнейшее катание происходило под руководством инструкторов в составе отделений.

Однажды мне пришлось работать с группой из 17 девушек - абсолютных новичков, и каждой приходилось собирать сработавшие крепления, которые разваливались при открытии, регулировать усилия срабатывания, помогать подняться после падения на совершенно неподготовленных для катания бугристых склонах. Добавляло «перца» в занятия ещё и то, что канты полученных в прокате лыж не точились никогда и были буквально круглыми, так что, если склоны были леденистыми, управлять лыжами было почти невозможно… Понятно, что эффективность таких занятий была минимальной: к концу двухнедельных ежедневных занятий реально поехало человек пять - наиболее упорных. Но те, кто действительно хотел научиться и в условиях групповых занятий имел возможность это сделать.


Очередь на бугель. Чегет, первая половина 1980-х. Инструкторов можно было легко узнать по пуховкам ВЦСПС и повязкам на рукаве © Георгий Дубенецкий

Правда, для этого действительно нужно было постараться: узкие, длинные и почти без выреза лыжи требовали больше времени на освоение базовых технических приёмов, да и склоны были не такие ровные и плотные, как в наши дни. Рыхлый снег затруднял манёвренность лыж длиной больше двух метров, все приёмы необходимо было выполнять акцентировано. А о том, чтобы прокатиться «карвингом», используя глубокий боковой вырез, речи не было: радиус у лыж тех лет приближался к 50 метрам - в три-четыре раза больше, чем у современных моделей. Техника катания использовалась самая разная - плуг, упор, базовый поворот на параллельных лыжах. А продвинутые лыжники осваивали различные варианты коротких ритмичных сопряжённых поворотов (годиля) и катание по буграм, а если повезло со снегопадом - то и по целине.

Инструктора в то время были в большом дефиците. Иногда на должность инструктора брали умеющего стоять на лыжах знакомого кого-то из руководства альплагеря или турбазы. В результате встречались и не слишком опытные. Девизом таких инструкторов было: «Инструктор должен уметь делать три вещи: пить водку, любить женщин и играть на гитаре…» Про умение кататься на горных лыжах речь не шла.

Инструктор должен уметь делать три вещи: пить водку, любить женщин и играть на гитаре…

Исключением были наиболее квалифицированные инструкторы альпинистских лагерей и ЦВТБ «Терскол», где ежегодно проходили школы инструкторов, попасть в которые было совсем непросто. В те годы практически все продвинутые лыжники грезили о заветных «корочках» - инструкторском удостоверении, благодаря которому можно было месяц провести в горах, оплатив только дорогу и «разные нехорошие излишества».

Катание

День начинался с обязательной зарядки, потом линейка, завтрак и на склоны. Причём начинающие везде ходили пешком, а в лучшем случае пользовались бугелями. Склоны рядышком - буквально пару сотен метров проходишь от лагеря вверх по ущелью - два или три бугеля «с крючками». Так было в Алибеке, Адыл-Су, Цее, да и других альплагерях. А в Приэльбрусье более опытные катальщики на автобусах отправлялись покорять склоны Чегета или Эльбруса под руководством инструкторов, катание в одиночку было практически запрещено. Самые опытные горнолыжники совершали спуски по свежему снегу, вдали от трасс. О том, что это называется «фрирайд» или о лыжах с талией вдвое шире тех, на которых тогда катались по всему, включая целину, даже и не мечтали. Катание вне трасс, вдобавок, было чревато встречей со спасателем, который мог запросто отобрать одну лыжу - и добирайся потом как хочешь до подножия склонов, где тебя ждал неприятный душеспасительный разговор. Лыжу, конечно, отдавали - но день-то был уже испорчен!

Катание вне трасс, вдобавок, было чревато встречей со спасателем, который мог запросто отобрать одну лыжу - и добирайся потом как хочешь до подножия склонов, где тебя ждал неприятный душеспасительный разговор. Лыжу, конечно, отдавали - но день-то был уже испорчен!

Немногим более комфортным был отдых и на военной турбазе «Терскол»: дисциплина была строгой, а к обязательной зарядке и катанию только с инструктором добавлялись не менее обязательные концерты художественной самодеятельности, создание стенгазет и спартакиада, а в завершении смены - соревнования. Разве что дежурств по кухне не было.

В туристических гостиницах Приэльбрусья и Домбая проживание было комфортнее, режим - свободнее, но и путёвки туда стоили заметно дороже, а добыть их тоже было непросто. В те времена существовало «Бюро по туризму и экскурсиям», где эти путёвки и продавались. Но поскольку у каждой сотрудницы этой организации было огромное количество знакомых и не очень людей, которые делали ей подношения в виде наборов конфет, армянского коньяка или ещё какого-нибудь «дефицита», заканчивались вожделенные путёвки обычно ещё до поступления в свободную продажу.


Получасовая очередь на подъёмник в Домбае или Приэльбрусье была нормой. Приходилось стоять и подольше, особенно в дни массового наплыва экскурсантов - в просторечии «шапок». Часы, проведённые в ледяном «вагончике» в очереди на медленно ползущий вагончик на склоне Эльбруса, помнят все бывавшие в те годы в этом регионе. А когда наконец, поднимался наверх, под ногами лежали бугристые, иногда обледеневшие склоны. Ратраки на склонах были - вот только использовали их не по прямому назначению, а главным образом для доставки горячительных напитков сотрудникам канатных дорог, так что ровный склон можно было застать только сразу после снегопада.


Ала-Арчинский ледник, г. Бишкек (тогда - г. Фрунзе), Киргизская ССР. Спортсмены на летних сборах, 1981 год © Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы

Ещё одним вариантом горнолыжного отдыха были самостоятельные поездки в Карпаты, где самым «крутым» местом для катания была гора Тростян в посёлке Славско. Путёвки, как и в другие места, достать было практически невозможно, так что в основном компании горнолыжников размещались в частном секторе - в обычных деревенских домах с печками и удобствами на улице. Выгрузившись из поезда, нужно было перетащить весь скарб, включая и массу продуктов на всю поездку, на пару километров - а потом найти дом, в котором найдётся свободная комната. Ближайший душ - или в спортивной гостинице «Динамо», или в кочегарке, а баня - в городке Стрый, куда нужно было добираться на электричке. Обледеневшие бугристые склоны, единственный кресельный подъёмник и несколько стареньких буксировочных - вот и весь незамысловатый «сервис». Об инструкторах и прокатах речь не шла.

Выезжали на субботники и воскресники - косить траву, утаптывать снег, натягивать тросы, копать канавы для электрокабеля. А зимой отправлялись в электричках дружной компанией единомышленников на целый день на склон - участвовали в соревнованиях, обсуждали недавно вышедшую на русском языке книгу Жоржа Жубера «Горные лыжи: техника и мастерство». А в тёплые весенние дни кто-нибудь захватывал гитару, после катания большие компании собирались в тесный круг и накрывался импровизированный «стол».

Ну а в середине 1990-х начался уже другой период - стали доступными горнолыжные туры в Европу и постепенно всё больше любителей горных лыж открывали для себя курорты Альп. На рынке, который к тому времени находился на улице Сайкина - у входа в дом, где сейчас находится известный всем продвинутым любителям горных лыж Москвы магазин «Спорт Марафон» и в первых магазинах - «Канте» и «АльпИндустрии» появилась масса новенького снаряжения, непонятно какими путями попавшего в Москву.

К 1997 году заработали уже три очереди подъёмников комплекса «Альпика Сервис» в Красной Поляне, открылись первые частные отели. Начали строиться «цивилизованные» места катания и поблизости от крупных городов - в 1997 году заработали первые современные подъёмники парка «Волен». С этого времени и началась история горнолыжного отдыха, каким мы его знаем сегодня.


Георгий Дубенецкий, Шуколово. 1980-е © Георгий Дубенецкий

А тогда - в 1970-1980-е? Весело было! Мы были молодыми, вокруг были горы, рядом хорошая компания и совсем близко - озорные глаза подруг. И можно было нестись по склону, наслаждаясь управляемой тобой скоростью и точно знать, что «во-он там, перед тем бугром, я поверну». И поворачивать с точностью до нескольких сантиметров. И с жаром обсуждать достоинства новых лыж, и дать прокатиться товарищу, и встречать старых друзей прямо на склоне или в очереди на однокресельную канатку. И поздно ночью по очереди вслух читать только что вышедший «Завтрак с видом на Эльбрус» Юрия Визбора, и не говоря ни слова, разойтись - он уже всё сказал за нас.

Что ещё нужно для абсолютного счастья? :)

«Лыжи, возможно, и не являются счастьем, но вполне могут заменить его» – когда-то сказал один из великих французских горнолыжников. В самый разгар лыжного сезона и перед главным периодом поездок на горнолыжные курорты мы предлагаем вам фото-рассказ о том, как менялись сами лыжи и их роль в жизни наших соотечественников с незапамятных времен до сегодняшнего дня.

1. Первые упоминания лыж были найдены еще в наскальной живописи за тысячи лет до нашей эры. Северным народам, в том числе нашим далеким предкам, это изобретение было просто жизненно необходимо, чтобы иметь возможность передвигаться по снегу и добывать пропитание в зимний период.

2. Много веков спустя, а именно – примерно с середины XVI столетия, лыжи стали использоваться военными. На фото: картина Иванова С.В. «Поход москвитян. XVI век». Сама картина датируется 1903 годом.

3. Вообще, до самого конца XIX века лыжи применялись в основном для охоты и в армии, поэтому лыжники все это время использовали только одну палку – вторая рука должна была оставаться свободной. Как вид спорта лыжи в России получили официальное признание в 1895 году, когда прошли первые лыжные гонки. Фото: Getty Images

4. Поначалу лыжи не имели специальной обуви и просто привязывались к имеющейся. А учитывая знаменитые русские морозы, первой лыжной обувью чаще всего выступали валенки. Так было вплоть до 30-х годов ХХ века, когда появились рантовые ботинки и крепления, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов, а иногда продолжают использоваться и сейчас. На фото: Русский солдат на лыжах и в валенках, 1900-1919 годы.

5. В Советском Союзе, как известно, физкультура и спорт занимали весьма почетное место в жизни каждого гражданина. А лыжи – прежде всего, беговые – стали одним из самых распространенных и популярных зимних видов спорта. Миллионы поклонников спортивного и здорового образа жизни ежегодно принимали участие в массовых лыжных забегах.

6. Приобщаться к лыжному спорту начинали с детства – в долгие зимние месяцы все без исключения советские школьники занимались физкультурой на беговых лыжах. На фото: МГУ, Москва, 1959 год.

7. А это – урок физкультуры в Ульяновске в 1967 году. Фото: Сергей Юрьев

8. У взрослых лыжи также считались прекрасным способом проведения зимнего досуга и даже нередко заменяли романтические свидания. Тут самое время вспомнить знаменитую советскую лыжную мазь с ее специфическим запахом, далеким от всякой романтики. Однако без нее деревянные лыжи, альтернативы которым тогда еще не существовало, не ехали. Фото: Сергей Юрьев

9. Что же касается горных лыж, то они в России начали развиваться гораздо позже, чем беговые, и поначалу входили в основном в состав подготовки альпинистов. На фото: Домбай, 1937 год

10. Первый «прорыв» в советском горнолыжном спорте произошел в 1956 году, когда Евгения Сидорова (на фото) завоевала первую олимпийскую медаль на зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо, Италия. Спортсменка заняла третье место, несмотря на полученную травму плеча.

11. После этого, в 60-е годы, горные лыжи начали завоевывать в стране невиданную ранее популярность. А Домбай стал превращаться из альпинистского лагеря в главный горнолыжный курорт страны. В 1964 году здесь начинается строительство комплекса отдыха и спорта, включающего сеть гостиниц, баз, хижин и канатных дорог. На фото: современный Домбай

12. Еще один примечательный период в истории отечественных горных лыж – эра «золотой команды», время нашего триумфа конца 70-ых – начала 80-ых, когда горнолыжники во главе с Александром Жировым буквально ворвались на пьедесталы этапов Кубка мира. Заголовки спортивных газет впечатляли: «Ахтунг! Русские идут», «Русские рвутся в лидеры», «24 дня русского чуда». Период «золотой команды» был временем расцвета талантов и долгожданных побед отечественного спорта. Фото: Роман Денисов

13. В 1974 году произошел настоящий переворот в лыжном мире – появились первые пластиковые лыжи. В это же время начали активно совершенствоваться ботинки и крепления. В результате лыжный инвентарь приобрел вполне современный вид, хотя и сами лыжи, и крепления и ботинки продолжают постоянно совершенствоваться и сейчас. Фото: Роман Денисов

14. Современным любителям лыжных видов спорта есть из чего выбирать: магазины предоставляют широкий ассортимент лыжных товаров, среди которых подходящий инвентарь может найти не только любитель, но и профессионал.

15. В наше время школьникам по-прежнему положено осваивать азы беговых лыж.

16. А горные лыжи и поездки на горнолыжные курорты с каждым годом завоевывают все большую популярность среди соотечественников. Фото: Роман Денисов

17. Некоторые родители начинают приобщать к любимому спорту малышей с самого раннего возраста – горнолыжные школы принимают учеников от трех лет.

18. А для тех, кто никак не может прожить без лыж даже летом – открываются крытые горнолыжные комплексы с искусственным снегом.

error: