Рыболовные суда. Организация аварийно-спасательных работ на рыболовном сейнере Гарпунные суда или драги

Тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети - тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда - это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры - это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер - это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля - это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

К малотоннажным рыболовным судам относятся такие суда, как МРТ - малый рыболовный траулер, МРС - малый рыболовный сейнер, МРДС - малое рыбодобывающее судно, БП - промысловый бот. В зависимости от типа малотоннажных судов, у них различаются промысловые схемы.

Малый рыболовный сейнер типа МРС-80

МРС-80 - это малый рыболовный сейнер с силовой установкой мощностью 80 л. с. Экипаж судна состоял из 8 человек. Проект таких судов появился в 50-е годы, когда перед народным хозяйством нашей страны встала задача резко увеличить производство рыбной продукции. Для ее решения потребовалось создание системы рыбозаводов и специального прибрежного рыболовного флота.

Этот сейнер был рассчитан на плавание с удалением от базы не далее 20 миль. Он мог вести лов как с помощью кошелькового невода, так и дрифтерным способом. Конструктивно судно представляло собой катер с полубаком. Стальной корпус набирался по смешанной системе. Носовая оконечность с уменьшенной шпацией набиралась по поперечной системе, а средняя и кормовая части имели продольные связи из полособульба №5, два днищевых, один бортовой и два палубных стрингера, опирающихся на поперечные рамные шпангоуты, поставленные через две-три шпации. Толщина обшивки: горизонтальный киль - 6 мм, днище - 5 мм, борт - 4 мм, палубный стрингер - 5 мм, палуба - 4 мм.

Поперечные переборки разделяли корпус на пять отсеков: форпик, кубрик, машинное отделение, грузовой трюм и ахтерпик. Ахтерпик, в свою очередь, разделен двумя продольными переборками на румпельное отделение и две цистерны для пресной воды.

В машинном отделении устанавливался дизельный двигатель системы «Буккау-Вульф». С помощью двух угловых редукторов отбиралась мощность на сейнерную и сетеярусную лебедки, расположенные на палубе.

Шахта машинного отделения закрывалась съемной надстройкой, в которой размещались ходовая рубка, камбуз, гальюн и сушилка для рабочей одежды. На крыше монтировались путевой компас, колонка рулевого управления со штурвалом, шахта вьхлопа дизеля, продуктовый ларь, сетка флагов международного свода сигналов, дефлектор вентиляции и приборный щиток управления силовой установкой. На стенках располагался противопожарный инвентарь, а перед рубкой стоял ручной пожарный насос.

Якорное устройство состояло из двух якорей Холла, ручного брашпиля, винтовых стопоров, кат-балки и двух ложементов для крепления якорей по-походному. Якорные цепи пропускались через прорезанные в козырьке полубака клюзы. Швартовное устройство включало четыре кнехта n соответствующее число полуклюзов в козырьке и фальшбортах.

К промысловым устройствам относились: сейнерная площадка на корме, ярусная откидная площадка по правому борту, сейнерная лебедка, одновременно выполняющая роль грузовой, сетеярусная лебедка и система роульсов по правому борту. Грузовое устройства имело стрелу грузоподъемностью в одну тонну. Сейнер оснащался двухвесельной рабочей шлюпкой, принайтовленной к крышке грузового люка.

Стальной транспортно-добывающий моторный бот с одной палубой и рубкой в корме.

Судно предназначено для добычи и транспортировки рыбы и морепродуктов.

Район плавания: моря Дальнего Востока с удалением от убежища на 5 миль.

Технические характеристики

Грузоподъемность, т -5,65

Количество трюмов -2

Водоизмещение, т -16,05

Объем трюмов, м3 -7,27

Ширина, м -3,25

Высота борта, м -1,10

Осадка в грузу, - 0,75

Длина, м -13,50

Силовая установка: дизель А-41 или дизель

ЯАЗ-204 с РРП, эл. с -70

Сетевыборочная лебедка:

Тип привода - гидравлический

Тяговое усилие, кге -300

Гидромотор - ГПР-Ф-630

Угол поворота, град - 360

бот промысловый БП-15

Назначение судна

  • * Промысел рыбы близнецовым тралом, ставными сетями, закидным неводом, донным ярусом
  • * Механизированный удебный лов
  • * Буксировка промысловых лодок
  • * Доставка улова в свежем виде на берег

Основные характеристики

Длина между перпендикулярами, м 13,5

Грузовместимость, м2 5

Мощность ГД, кВт 110

Скорость, уз 9,0

Тяговое усилие при скорости траления 3 уз, те 1,5

Количество коечных мест 4

Малое рыбодобывающее судно МРДС

Судно предназначено промысел рыбы и морепродуктов в прибрежных зонах и районах открытого моря на удалении 200 миль от портов.

Потребность дальневосточных рыбаков в МРС подобного типа для замены физически устаревших судов рыбопромыслового флота оценивается специалистами отрасли не менее, чем в 40 судов. Тип судна - морское, стальное, одновинтовое, однопалубное судно, с развитым баком, рубкой на палубе бака, рубками на верхней палубе, с кормовым расположением МО и изолированным трюмом для транспортировки рыбы. Класс судна - КМ ЛУ2 I АЗ (рыболовное);

Район и время плавания - ограниченный I в течение всего года. Назначение: автономный промысел массовых пород рыбы тралом и снюрреводом с удалением от берега до 200 миль и доставка! охлажденной рыбы на береговые и плавучие базы.

Основные характеристики:

Автономность плавания по

топливу и провизии, суток 25

Длина наибольшая, м 31,3

Длина расчетная, м 25,8

Ширина наибольшая, м 8,7

Высота борта, м 4,3

Осадка в полном грузу, м 3,2

Экипаж, чел. 12

Дедвейт, т 104,5

Мощность главного двигателя, кВт 440

Водоизмещение в полном грузу, т 441,9

Тяговое усилие при тралении

со скоростью 5 узлов при волнении не

более 3-х баллов, кН 50

Скорость хода при волнении

не более 3-х баллов, при мощности на

валу 400 кВт, узлы 9,9

Малый морозильный рыболовно-креветочный траулер

проект 13309

Основные характеристики

длина наибольшая м 29.96

ширина, м 7,60

высота борта, м 4,14

осадка по грузовую марку, м 3,10

водоизмещение по грузовую марку. т 330,00

скорость полного хода, узлов 10,6

дальность плавания, миль 6 200

автономность плавания, суток:

  • - по провизии и пресной воде 20
  • - по топливу и смазочному маслу на промысле 35

вместимость грузового трюма, куб.м 195

вместимость грузового трюма по рыбе. т 90

температура в трюме, град с 28

суточная заморозка, т 7.00

экипаж, чел 12

Механизация судов позволяет значительно сократить количество работы на судне, поэтому суда оснащают различными установками, приборами, промысловом оборудованием и вспомогательными механизмами.

Благодаря механизации судов, так же уменьшается состав экипажа на судне, к примеру, установка сетевыборочной машины.

Судно может быть оснащено такими лебедками как:

Траловая лебедка - предназначена для всех операций по подъему и спуску трала, а также для проведения грузовых работ;

Ваерная лебедка;

Лебедка кабельно-вытяжная;

Лебёдка выливки улова;

Например, при сетном лове судно может быть оснащено таким оборудованием как:

Сетеукладочная машина;

Сететрясная машина;

Сетевыборочная машина;

Поводцевыборочная машина;

Механизация выборки электроневодов осложняется требованиями электробезопасности, вызывающей необходимость обесточивания электродов электроподборы при подходе к неводовыборочной машине, механическое рассоединение невода и дополнительной подборы, если она используется для выборки невода с помощью турачки. Не механизирована также выливка улова из мотни после выборки крыльев.

Выбор плавсредств для какой-либо электроустановки зависит от ее класса и типа, а также от ее технических параметров и промысловой схемы работы. Особые требования предъявляются, например, при выборе плавсредств для электроловильных агрегатов. Для них, как правило, должны использоваться пластмассовые или деревянные лодки. Дюралюминиевые лодки типа «Казанка» разрешается применять только после покрытия корпуса лодки электроизолирующим слоем. При размещении электроагрегата на одной лодке в ней должны быть предусмотрены специальные отсеки для рыб, отделенные от первичного источника тока (бензостанции или аккумуляторов). Грузоподъемность лодки выбирают с учетом массы промснаряжения, электроловца и возможного улова с запасом на случай ухудшения погоды (сильная волна, качка).

Вопросы механизации при лове неотделимы от разработки совершенных промысловых схем. Конечно, реальная промысловая схема определяется конкретными условиями водоема и промысловой обстановкой. Однако в техническую документацию на любое средство лова должны быть включены несколько типовых промысловых схем использования данного устройства.

Вывод

рыболовный судно сейнер электроневод

Малотоннажные суда очень выгодны на сегодняшний день, их использование приносит меньше убытков, связанных с затратой топлива из-за дальности плавания и количеством экипажа. Малотоннажные суда эффективно используются при лове в прибрежных зонах и во внутренних водоёмах.

С самого начала развития рыбопромысловых судов и по настоящее время, человек стремится уменьшить количество ручной работы на судне. Для этого суда стали оснащать различным оборудованием и приборами. Существует множество орудий лова, для которых используются различные промысловые схемы и в каждой промысловой схеме есть какой либо процесс, который механизирован. Малотоннажное судно легче и дешевле механизировать и оборудовать какими-либо приборами и устройствами, нежели крупные суда. Процессы, проводимые на малотоннажном судне при лове, не требуют большого количества экипажа.

В настоящее время запасы рыбных продуктов резко снизились и продолжают снижаться, поэтому использование малотоннажных судов в наше время, намного разумнее и рациональнее.

error: